Драйвер бесколлекторного двигателя своими руками

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Контроллер бесколлекторного двигателя

Тема раздела Самодельная электроника, компьютерные программы в категории Общие вопросы; Здравствуйте, Уважаемые! Видел ссылки на проекты по контроллерам бесколекторных двигателей. Смотрел дизайн по ссылке http://home.versanet.de/

b-konze/ Паяльник в руках умею держать .

Опции темы

Контроллер бесколлекторного двигателя

Видел ссылки на проекты по контроллерам бесколекторных двигателей.

Паяльник в руках умею держать хорошо, а вот развести плату пока ещё плохо могу. Не могли бы вы поделиться печатной платой, если кто-нибудь уже делал подобное устройство. Просто покупать бесколлекторный двигатель и контроллер к нему очень дорого, а сделать самому материально легче.

Заранее всем благодарен.

Присоединяюсь ко всему выше написаному.

Есть разводка под IAGLE

parige@inbox.ru

Видел ссылки на проекты по контроллерам бесколекторных двигателей.

Паяльник в руках умею держать хорошо, а вот развести плату пока ещё плохо могу. Не могли бы вы поделиться печатной платой, если кто-нибудь уже делал подобное устройство. Просто покупать бесколлекторный двигатель и контроллер к нему очень дорого, а сделать самому материально легче.

Заранее всем благодарен.

schem mozno posmotret fail blmc.sch?

Может все плавно перейдем в трейд "Народный" , а то плодятся ответвления по всему форуму все про одно и то же? Я конечно не Модератор , но хочется какого-то элементарного порядка.

Просьба к владельцам Eagle : по возможности "отрехтовать" плату под удобоваримый лазерно-утюжный формат большого разрешения JPG,PDF.

Это очень бы помогло

пользовать бесколлекторником

Удалось ли запустить этот контроллер, какие впечатления от его работы?

Я особо не расчитываю на то, что кто-то из отечественных(постсоветских) интузиастов от паяльника будет делится безвозмездно ( т.е. даром) плодами собственных разработок, в особенности кодами и печатными платами — это даже и у них (Заграницей) небольшой, но источник доходов "на пиво" , обычно или высылаются уже зашитые процы, или за сиволическую плату высылаются готовые платы. Поэтому предлагаю следить за обсуждением именно этой темы на форуме <span style=’font-size:25pt;line-height:100%’>rcgroups</span>

Именно там , а не здесь доступны к сожалению и открытые коды и разведенные платы. Да и само обсуждение намного предметнее, не ограничивается одними просьбами . Никого нехочу задеть. Без обид

я расстояние между ногами микросхем мерил фотошопной линейкой,

вроде нормально. Когда будете печатать из акробата, используйте

600 dpi и в графе масштаб листа ставьте "нет". Если что не так, то пишите,

И Kontronik FUN500-48 крутит.

Только у него( контроллера) стартовый ток больше по сравнению с оригинальным Контроником (контроллером),

а холостой ( без винта) 3.8-4.2 ампера и там и там.

Он прислал файлы для создания печатной платы. Я выложил их в обменник.

Название архива — BLMC_lay.zip.

На схеме не отмечены параметры для кварца. Как выяснилось он 8 MHz.

Бернард сказал, что если использовать керамический резонатор, то не ис

пользуются конденсаторы C1, C2. Их номинал — 22 Pf.

и как работает стабилизатор 5в под нагрузкой ток то там около 1а может быть или исапользуется отдельный стабилизатор для питания борта. Тогда зачем 2 корпуса .

Опишите как и чем вы програмировали контроллер.

Там на схеме есть шото типа перемычек, как я понял, обозначается W6, там 3 контакта, первый идет от PD1, второй от PD2, третий от GND. Так вот для чего это?

Короче собрал я этот регулятор, пока не работает, в итоге спалил два транзистора. При включении мотор иногда дергался, а иногда не дергался. Сначала подключал к компютерному блоку питания, так вот когда мотор дергался, блок питания как-то странно гудел, похоже открывалась одна из пар транзисторов сразу. Но приблизительно через полсекунды блок питания гудеть перестал! Это дерганье происходило гдето через раз. Потом пробывал подключать к нормальным електролетным семи банкам, и в один прекрасный момент сгорел транзистор, потом я его заменил, подключил опять, сгорел другой транзистор. На этом я свои експеременты приостановил.

Ниже я опишу как прошивал контроллер, поправте меня если я чтото сделал не так.

Программа PonyProg2000, рограматор STK200, открваю ASM файл, и жму Vrite Device, все проходит без ошибок.

Источник: http://forum.rcdesign.ru/f8/thread12183.html

Схема регулятора скорости бесколлекторного двигателя (ESC)

Схема условно разделена на две части: левая — микроконтроллер с логикой, правая — силовая часть. Силовую часть можно модифицировать для работы с двигателями другой мощности или с другим питающим напряжением.

Контроллер — ATMEGA168. Гурманы могут сказать, что хватило бы и ATMEGA88, а AT90PWM3 — это было бы «вааще по феншую». Первый регулятор я как раз делал «по феншую». Если у Вас есть возможность применять AT90PWM3 — это будет наиболее подходящий выбор. Но для моих задумок решительно не хватало 8 килобайт памяти. Поэтому я применил микроконтроллер ATMEGA168.

Эта схема задумывалась как испытательный стенд. На котором предполагалось создать универсальный настраиваемый регулятор для работы с различными «калибрами» бесколлекторных двигателей: как с датчиками, так и без датчиков положения. В этой статье я опишу схему и принцип работы прошивки регулятора для управления бесколлекторными двигателями с датчиками Холла и без датчиков.

Питание схемы раздельное. Поскольку драйверы ключей требуют питание от 10В до 20В, используется питание 12В. Питание микроконтроллера осуществляется через DC-DC преобразователь, собранный на микросхеме MC34063. Можете применять линейный стабилизатор с выходным напряжением 5В. Предполагается, что напряжение VD может быть от 12В и выше и ограничивается возможностями драйвера ключей и самими ключами.

ШИМ и сигналы для ключей

На выходе OC0B(PD5) микроконтроллера U1 генерируется ШИМ сигнал. Он поступает на переключатели JP2, JP3. Этими переключателями можно выбрать вариант подачи ШИМ на ключи (на верхние, нижние или на все ключи). На схеме переключатель JP2 установлен в положение для подачи ШИМ сигнала на верхние ключи. Переключатель JP3 на схеме установлен в положение для отключения подачи ШИМ сигнала на нижние ключи. Не трудно догадаться, что если отключить ШИМ на верхних и нижних ключах, мы получим на выходе перманентный «полный вперед», что может разорвать двигатель или регулятор в хлам. Поэтому, не забываем включать голову, переключая их. Если Вам не потребуется такие эксперименты — и Вы знаете, на какие ключи Вы будите подавать ШИМ, а на какие нет, просто не делайте переключателей. После переключателей ШИМ сигнал поступает на входы элементы логики «&» (U2, U3). На эту же логику поступают 6 сигналов с выводов микроконтроллера PB0..PB5, которые являются управляющими сигналами для 6 ключей. Таким образом, логические элементы (U2, U3) накладывают ШИМ сигнал на управляющие сигналы. Если Вы уверены, что будете подавать ШИМ, скажем, только на нижние ключи, тогда ненужные элементы (U2) можно исключить из схемы, а соответствующие сигналы с микроконтроллера подавать на драйверы ключей. Т.е. на драйверы верхних ключей сигналы пойдут напрямую с микроконтроллера, а на нижние — через логические элементы.

Обратная связь (контроль напряжения фаз двигателя)

Напряжение фаз двигателя W,V,U через резистивные делители W — (R17,R25), V — (R18, R24), U — (R19, R23) поступают на входа контроллера ADC0(PC0), ADC1(PC1), ADC2(PC2). Эти выводы используются как входы компараторов. (В примере описанном в AVR444.pdf от компании Atmel применяют не компараторы, а измерение напряжения с помощью ADC (АЦП). Я отказался от этого метода, поскольку время преобразования ADC не позволяло управлять скоростными двигателями). Резистивные делители выбираются таким образом, чтобы напряжение, подаваемое на вход микроконтроллера, не превышало допустимое. В данном случае, резисторами 10К и 5К делится на 3. Т.е. При питании двигателя 12В. на микроконтроллер будет подаваться 12В*5К/(10К+5К) = 4В. Опорное напряжение для компаратора (вход AIN1) подается от половинного напряжения питания двигателя через делитель (R5, R6, R7, R8). Обратите внимание, резисторы (R5, R6) по номиналу такие же, как и (R17,R25), (R18, R24),(R19, R23). Далее напряжение уменьшается вдвое делителем R7, R8, после чего поступает на ногу AIN1 внутреннего компаратора микроконтроллера. Переключатель JP1 позволяет переключить опорное напряжение на напряжение «средней точки» формируемое резисторами (R20, R21, R22). Это делалось для экспериментов и себя не оправдало. Если нет в необходимости, JP1, R20, R21, R22 можно исключить из схемы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Раскоксовка двигателя своими руками 1jz ge

Датчики Холла

Поскольку регулятор универсальный, он должен принимать сигналы от датчиков Холла в том случае, если используется двигатель с датчиками. Предполагается, что датчики Холла дискретные, тип SS41. Допускается применение и других типов датчиков с дискретным выходом. Сигналы от трех датчиков поступают через резисторы R11, R12, R13 на переключатели JP4, JP5, JP6. Резисторы R16, R15, R14 выступают в качестве подтягивающих резисторов. C7, С8, С9 — фильтрующие конденсаторы. Переключателями JP4, JP5, JP6 выбирается тип обратной связи с двигателем. Кроме изменения положения переключателей в программных настройках регулятора следует указать соответствующий тип двигателя (Sensorless или Sensored).

Измерения аналоговых сигналов

На вход ADC5(PC5) через делитель R5, R6 подается напряжения питания двигателя. Это напряжение контролируется микроконтроллером.

На вход ADC3(PC3) поступает аналоговый сигнал от датчика тока. Датчик тока ACS756SA. Это датчик тока на основе эффекта Холла. Преимущество этого датчика в том, что он не использует шунт, а значит, имеет внутреннее сопротивление близкое к нулю, поэтому на нем не происходит тепловыделения. Кроме того, выход датчика аналоговый в пределах 5В, поэтому без каких-либо преобразований подается на вход АЦП микроконтроллера, что упрощает схему. Если потребуется датчик с большим диапазоном измерения тока, Вы просто заменяете существующий датчик новым, абсолютно не изменяя схему.

Если Вам хочется использовать шунт с последующей схемой усиления, согласования — пожалуйста.

Задающие сигналы

Сигнал, задающий обороты двигателя, с потенциометра RV1 поступает на вход ADC4(PC4). Обратите внимание на резистор R9 — он шунтирует сигнал в случае обрыва провода к потенциометру.

Кроме того, есть вход RC сигнала, который повсеместно используется в дистанционно управляемых моделях. Выбор управляющего входа и его калибровка выполняется в программных настройках регулятора.

UART интерфейс

Сигналы TX, RX используются для настройки регулятора и выдачи информации о состоянии регулятора — обороты двигателя, ток, напряжение питания и т.п. Для настройки регулятора его можно подключить к USB порту компьютера, используя FT232 переходник. Настройка выполняется через любую программу терминала. Например: Hyperterminal или Putty.

Также имеются контакты реверса — вывод микроконтроллера PD3. Если замкнуть эти контакты перед стартом двигателя, двигатель будет вращаться в обратном направлении.

Светодиод, сигнализирующий о состоянии регулятора, подключен к выводу PD4.

Силовая часть

Драйвера ключей использовались IR2101. У этого драйвера одно преимущество — низкая цена. Для слаботочных систем подойдет, для мощных ключей IR2101 будет слабоват. Один драйвер управляет двумя «N» канальными MOSFET транзисторами (верхним и нижним). Нам понадобиться три таких микросхемы.

Ключи нужно выбирать в зависимости от максимального тока и напряжения питания двигателя (выбору ключей и драйверов будет посвящена отдельная статья). На схеме обозначены IR540, в реальности использовались K3069. K3069 рассчитаны на напряжение 60В и ток 75А. Это явный перебор, но мне они достались даром в большом количестве (желаю и Вам такого счастья).

Конденсатор С19 включается параллельно питающей батареи. Чем больше его емкость — тем лучше. Этот конденсатор защищает батарею от бросков тока и ключи от значительной просадки напряжения. При отсутствии этого конденсатора Вам обеспечены как минимум проблемы с ключами. Если подключать батарею сразу к VD — может проскакивать искра. Искрогасящий резистор R32 используется в момент подключения к питающей батарее. Сразу подключаем «» батареи, затем подаем «+» на контакт Antispark. Ток течет через резистор и плавно заряжает конденсатор С19. Через несколько секунд, подключаем контакт батареи к VD. При питании 12В можно Antispark не делать.

Возможности прошивки

  • возможность управлять двигателями с датчиками и без;
  • для бездатчикового двигателя три вида старта: без определения первоначального положения; с определением первоначального положения; комбинированный;
  • настройка угла опережения фазы для бездатчикового двигателя с шагом 1 градус;
  • возможность использовать один из двух задающих входов: 1-аналоговый, 2-RC;
  • калибровка входных сигналов;
  • реверс двигателя;
  • настройка регулятора по порту UART и получение данных от регулятора во время работы (обороты, ток, напряжение батареи);
  • частота ШИМ 16, 32 КГц.
  • настройка уровня ШИМ сигнала для старта двигателя;
  • контроль напряжения батарей. Два порога: ограничение и отсечка. При снижении напряжения батареи до порога ограничения обороты двигателя понижаются. При снижении ниже порога отсечки происходит полная остановка;
  • контроль тока двигателя. Два порога: ограничение и отсечка;
  • настраиваемый демпфер задающего сигнала;
  • настройка Dead time для ключей

Работа регулятора

Напряжение питания регулятора и двигателя раздельное, поэтому может возникнуть вопрос: в какой последовательности подавать напряжение. Я рекомендую подавать напряжение на схему регулятора. А затем подключать напряжение питания двигателя. Хотя при другой последовательности проблем не возникало. Соответственно, при одновременной подаче напряжения также проблем не возникало.

После включения двигатель издает 1 короткий сигнал (если звук не отключен), включается и постоянно светится светодиод. Регулятор готов к работе.

Для запуска двигателя следует увеличивать величину задающего сигнала. В случае использования задающего потенциометра, запуск двигателя начнется при достижении задающего напряжения уровня примерно 0.14 В. При необходимости можно выполнить калибровку входного сигнала, что позволяет использовать раные диапазоны управляющих напряжений. По умолчанию настроен демпфер задающего сигнала. При резком скачке задающего сигнала обороты двигателя будут расти плавно. Демпфер имеет несимметричную характеристику. Сброс оборотов происходит без задержки. При необходимости демпфер можно настроить или вовсе отключить.

Запуск бездатчикового двигателя выполняется с установленным в настройках уровнем стартового напряжения. В момент старта положение ручки газа роли значения не имеет. При неудачной попытке старта попытка запуска повторяется, пока двигатель не начнет нормально вращаться. Если двигатель не может запуститься в течение 2-3 секунд попытки следует прекратить, убрать газ и перейти к настройке регулятора.

При опрокидывании двигателя или механическом заклинивании ротора срабатывает защита, и регулятор пытается перезапустить двигатель.

Запуск двигателя с датчиками Холла также выполняется с применением настроек для старта двигателя. Т.е. если для запуска двигателя с датчиками дать полный газ, то регулятор подаст напряжение, которое указано в настройках для старта. И только после того, как двигатель начнет вращаться, будет подано полное напряжение. Это несколько нестандартно для двигателя с датчиками, поскольку такие двигатели в основном применяются как тяговые, а в данном случае достичь максимального крутящего момента на старте, возможно, будет сложно. Тем не менее, в данном регуляторе присутствует такая особенность, которая защищает двигатель и регулятор от выхода со строя при механическом заклинивании двигателя.

Во время работы регулятор выдает данные об оборотах двигателя, токе, напряжении батарей через порт UART в формате:

Данные выдаются с периодичностью примерно 1 секунда. Скорость передачи по порту 9600.

Настройка регулятора

Для настройки регулятора его следует подключить к компьютеру с помощью USB-UART переходника. Скорость передачи по порту 9600.

Переход регулятора в режим настройки происходит при включении регулятора, когда задающий сигнал потенциометра больше нуля. Т.е. Для перевода регулятора в режим настройки следует повернуть ручку задающего потенциометра, после чего включить регулятор. В терминале появится приглашение в виде символа «>«. После чего можно вводить команды.

Регулятор воспринимает следующие команды (в разных версиях прошивки набор настроек и команд может отличаться):

d — сброс настроек к заводским настройкам.

команда «?» выводит в терминал список всех доступных настроек и их значение. Например:

Изменить нужную настройку можно командой следующего формата:

Если команда была дана корректно, настройка будет применена и сохранена. Проверить текущие настройки после их изменения можно командой «?«.

Измерения аналоговых сигналов (напряжение, ток) выполняются с помощью АЦП микроконтроллера. АЦП работает в 8-ми битном режиме. Точность измерения занижена намеренно для обеспечения приемлемой скорости преобразования аналогового сигнала. Соответственно, все аналоговые величины регулятор выдает в виде 8-ми битного числа, т.е. от 0 до 255.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Замена масла двигатели нексии руками

Источник: http://housecomputer.ru/rest/hobby/rc_models/brushless_device/brushless08/brushless08.html

TMCC160 — контроллер и драйвер бесколлекторного двигателя в одном корпусе

Trinamic » TMCC160

Компания Trinamic известна своими интегральными решениями для управления шаговыми двигателями. На этот раз фирма сделала значительный рывок вперед и выпустила микросхему контроллера бесколлекторных двигателей TMCC160. Она объединяет в одном корпусе процессор Cortex-M4 и драйвер силового трехфазного моста. Благодаря поддержке широкого спектра интерфейсов и датчиков положения TMCC160 способна стать базовой микросхемой для электроприводов: как для простых, так и для сложных и ответственных приложений.

Управление бесколлеторным двигателем – сложная задача. Как известно, в таких двигателях нет коллекторно-щеточного узла. Вместо этого переменное поле создается с помощью электронного блока управления. При этом формирование питающих напряжений и коммутация обмоток производится по достаточно сложному алгоритму.

Конструктивно бесколлекторный двигатель состоит из статора с обмотками и ротора, изготовленного из постоянного магнита. Наибольшее распространение получили трехфазные моторы. Их обмотки соединены звездой или треугольником.

Если подключить одну из фаз на шину питания, а вторую на шину земли, то через соответствующие обмотки начнет протекать ток. Он создаст магнитное поле, которое приведет к повороту ротора. Чтобы добиться кругового вращения, необходимо коммутировать фазы двигателя по специальному алгоритму. Обычно используется последовательность из шести шагов (Рис. 2).

На первом этапе к шине питания подключается фаза А, а фаза B – к земле. После этого ротор начнет вращение. Когда его положение приблизится к положению равновесия, необходимо повернуть магнитное поле статора. Для этого производится вторая коммутация обмоток – фаза A отключается, а напряжение питания подается на фазу С. Проводя такие последовательные переключения, можно поворачивать поле статора, и, соответственно, добиться вращения подвижного ротора.

В этой простой с первого взгляда схеме есть множество сложностей. Во-первых, нужно очень точно определять моменты коммутации обмоток, например, с помощью датчиков Холла или энкодеров. Во-вторых, для управления скоростью необходимо менять значение тока обмоток. Для этого обычно используют ШИМ (Рис. 3). В-третьих, коммутация производится за счет трехфазного моста, который требует драйвера и обеспечения мертвого времени. В-четвертых, необходимо обеспечить оптимальные разгонные и тормозные характеристики. Кроме всего перечисленного, не стоит забывать и о таких важных функциях привода, как поддержка аналогового или цифрового управления.

Таким образом, для создания привода потребуется достаточно сложная схема, включающая контроллер, драйвер силовых транзисторов, силовой мост, источник питания для процессора и логики управления, источник питания для драйвера и т. д. Еще более сложным окажется программное обеспечение для процессора. Однако с появлением специализированных интегральных контроллеров создание электронной части электропривода значительно упростилось.

В разделе УНИТЕРА неоднократно публиковались статьи о контроллерах шаговых двигателей от TRINAMIC. Теперь же компания вышла на новый для себя рынок контроллеров бесколлекторных двигателей. Первым продуктом компании стала микросхема TMCC160.

TMCC160 – интегральный контроллер бесколлекторного двигателя, объединяющий в одном миниатюрном корпусе LGA (17×12×1.4 мм) ключевые компоненты системы управления:

  • производительный процессор Cortex-M4;
  • драйвер силового моста с источником питания 12 В/ 1 А;
  • источник питания 3.3 В с входным напряжением 7…24 В.

Для создания привода на базе TMCC160 потребуется силовой мост и несколько пассивных компонентов (Рис. 4).

Функции управления и выполнение алгоритмов коммуникации обеспечивает процессор Cortex-M4:

  • Формирование управляющих сигналов для драйвера силового моста;
  • Прием и обработка сигналов обратной связи;
  • Прием и обработка сигналов с датчиков положения (датчиков Холла и энкодеров);
  • Управление работой схемы тормозного резистора;
  • Прием команд управления от внешнего управляющего контроллера по интерфейсам UART/ SPI/ CAN;
  • Прием аналогового сигнала управления AIN;
  • Взаимодействие с внешним ПЗУ EEPROM (если требуется).

Интегрированный драйвер формирует управляющие сигналы для силового трехфазного моста. Для этой цели используется внутренний источник 12 В/1 А.

TMCC160 может работать как в автономном режиме, так и под управлением внешнего контроллера. Для автономной работы в простых приложениях (вентиляторы, насосы) в качестве задающего сигнала удобно использовать аналоговый вход 10 В. При работе в паре с внешним контроллером, для управления параметрами вращения двигателя также может применяться аналоговый вход либо один из цифровых интерфейсов (UART/ SPI/ CAN). При этом общение с TMCC160 производится с помощью языка TMCL, включающего около 2048 команд.

В состав средств разработки и отладки входят: система проектирования ПО TMCL-IDE 3.0 и отладочный набор TMCC160-EVAL (Рис. 5).

Отладочная плата TMCC160-EVAL, по сути, является полноценным контроллером бесколлекторных двигателей с номинальным напряжением питания 24 В и током до 10 А. Плата включает микросхему TMCC160-LC, силовой трехфазный мост, схему управления тормозным резистором, цепи нормирования для сигналов датчиков положения (датчиков Холла и энкодеров), микросхемы интерфейсов RS232, RS485, CAN, SPI. Таким образом, для того чтобы создать свой первый привод, потребуется только лишь ПК, двигатель и источник питания.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что новый контроллер наверняка найдет свое применение как в относительно простых приложениях (насосы, вентиляторы), так и в сверхточных и ответственных системах: роботы, двигатели станков с ЧПУ, системы промышленной автоматизации, медицинское и лабораторное оборудование, электромобили, электровелосипеды и многое другое.

Источник: http://www.rlocman.ru/review/article.html?di=182905

AVR Lab устройства на микроконтроллерах AVR

Форум по AVR

Запускаем трехфазный двигатель от HDD (контроллер бесколлекторного двигателя)

То о чем много спрашивают и никто толком не говорит. Разобрал жесткий диск, нарыл там двигатель интересной конструкции. Разобрать не получилось, да и особо не старался. Оказалось что есть такие двигатели, у которых три обмотки и которых необходимо как-то по особому питать чтобы они крутится начали.

В чем прелесть спросите?

Ответ: столько оборотов в минуту из известных мне двигателей дает только движок от формулы 1 🙂

Не зря трехфазные бесколлекторные двигатели нашли широкое применение в авиамоделизме.

Стандартный бесколлекторный двигатель выглядит примерно так:

Двигатели из CD-ROM/DVD-ROM приводов выглядят так:

В интернете есть даже статьи по переделке бесколлекторного двигателя от CD-ROM для дальнейшего его применения в авиамоделизме.

В переделку обычно входят:

— перемотка другим проводом(тоньше или толще диаметром),

— изменение схемы намотки (звезда или треугольник),

— замена обычных магнитов на ниодимовые.

После чего трехфазный двигатель приобретает дополнительные обороты и мощность.

Я в эксперименте использовал обычный бесколлекторный двигатель от HDD привода, виглядит он так:

Предварительно конечно лучше закрепить его на чем-то, я использовал корпус от того самого HDD привода.

Сам двигатель, который я использовал имеет четыре вывода, что говорит о том, что схема намотки у него в виде звезды с отводом от центра, то есть что-то примерно такое:

Схема управления простая, и состоит из не большого числа элементов. В виде управляющего устройства использован микроконтроллер ATmega8. Схема устройства показана на рисунке:

В схеме использованы драйверы полевых транзисторов IR4427 и сами полевые транзисторы IRFZ44.

Управляющая программа была написана не мною, автор Дмитрий(Maktep) за что ему отдельное спасибо.

Как исключение программа написана на Си для CV-AVR.

ПРограмма транслирована под компилятор WIN GCC.

Частота кварца 8МГц, для устройств с связью по UART рекомендую использовать внешний кварц, так как при тактировании от внутреннего генератора могут появляться ошибки в виду его нестабильной работы при изменении температуры окружающей среды.

Алгоритм работы построен так, что при нажатии на клавиатуре кнопки «+» передается по UART в микроконтроллер, который увеличивает скорость коммутации обмоток. И при нажатии на кнопку «» все выполняется наоборот, то есть обороты двигателя уменьшаются. Для работы устройства дополнительно понадобится UART-RS232 конвертер.

Эксперимент показал что при данной программе и данной схеме включения можно разогнать двигатель до приличных оборотов, точное число не известно, думаю в пределах 30 000 оборотов в минуту. Но к сожалению сила двигателя недостаточная для раскручивания пластикового пропеллера, верней с пропеллером двигатель набирает обороты, но при нагрузке происходит сбой и остановка двигателя.

Для избежания данного недостатка применяются датчики Холла, устройства контролирующие положение ротора бесколлекторного двигателя. Это сделано для того, чтобы импульс на обмотку двигателя подавать именно в тот момент когда ротор проходит конец обмотки, то есть для смещения момента силы ближе к концу прохождения сектора обмотки. Это даст прирост мощности двигателя и он не будет глохнуть при нагрузках.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Двигатель робин обмотка зарядки аккумулятора своими руками

Видео работы устройства:

В видеоролике показано как я закрепил два кусочка пластика вырезанных из телефонной карточки в виде лепестка и прикрученных к ротору двигателя.

В планах попробовать применить ШИМ для коммутации обмоток. Рассчитываю на повышение мощности, улучшение характеристик разгона двигателя (в частности скорости разгона), повышение КПД.

Вопрос к автору, а можно ли

Вопрос к автору, а можно ли сюда прикрутить программу от этого устройства: gaw.ru/html.cgi/txt/app/micros/avr/AVR444.htm

Правда тут используется ATmega48.

Нельзя, схема включения

Нельзя, схема включения совсем другая.

Помогите пожалуйста

Скажите пожалуйста, как можно связаться с этим человеком «автор Дмитрий(Maktep)» который написал программу. Очень нужно вот так можно связаться со мной Gothic444@mail.ru или так vk.com/id38070054 или так UIN: 607313200 буду вам очень признателен и благодарен))))

Например я её переписывал,

Например я её переписывал, могу чем-то помочь?

Я конвертировал её с синтаксиса CV AVR в Win AVR

А можете выложить эту

А можете выложить эту программу в оригинале, т.е. под CV AVR?

Код в CV AVR

Блин я уже наверное и не найду его в старом варианте, как выход попробуй просто этот код вставить и подправить код где синтаксис не подходит для CV AVR там я буквально пару строк поменял да и то в низ по паре символов всего.

Не могли бы вы мне помочь?

CD привод, небольшие познания в радиоэлектронике, программировании микроконтроллеров на С (CVAVR).

Управлять скоростью вращения CD привода (отсоединенного от компа) с помощью кнопок. А сама скорость выводится на ЖКИ. Буду очень признателен за любую помощь. Пока не хватает знаний, к сожалению, для того, чтобы осуществить задуманное.

Если возможно, свяжитесь со мной icq: 332332181 или skype: dragul0nok

Возможно ли переписать

Возможно ли переписать программу под самостоятельный запуск двигателя на максимальные обороты без участия компьютера и человека?

Конечно можно, можно под

Конечно можно, можно под старт от кнопки или что бы автоматом росли обороты до определенного момента.

А возможно вас попросить это

А возможно вас попросить это сделать и выложить этот вариант?

И как программа узнает, что этот (конкретный экземпляр двигателя) раскрутился до максимальных оборотов?

Плз скажите какое сопротивление обмотки вашего двигателя и какой мощности БП?

Я так и не скажу точно, БП у

Я так и не скажу точно, БП у меня был 1,2 Ампера выдавал ток максимум.

Мосфеты на радиаторе грелись хорошо 🙂

Открыть дисковод

А как с помощью ассемблера открыть дисковод? Уже несколько месяцев роюсь в интернете, но никак не могу найти дескриптор дисковода и сигналы, которые им надо отсылать для открытия. Ассемлбер знаю немного, но знаний устройства дисковода не хватает. smiledforyou@gmail.com

Мощные бесколлекторники (в

Мощные бесколлекторники (в моделизме )включаются без датчика Холла, кроме того двиг подключен без средней точки (наверное треугольник ) Управление, видимо, через измерение ЭДС на индуктивностях.

Есть ли у вас мысли об особенностях такого проекта на меге?

Встречалось что-то подобное в сети??

По идее обмотки подключаются 3-мя полумостами полевиков, 3 АЦП по входам движка, а вот как этим добром управлять — большая головная боль.

Ага, в интернете много таких

Ага, в интернете много таких схем. Только проблема, сами схемы сложноватые и программы все с закрытым кодом. Все коммерческое.

Почему не использовали L293

Почему не использовали L293 вместо контроллеров полевиков и самих полевых транзисторов? Ведь лучше две микросхемы вместо четырёх

Драйвер — устройство

Драйвер — устройство повышающее ток для уменьшения потерь переключения полевого транзистора.

Потери при переключении это все мощность толчка при раскручивании двигателя, а мощность толчка это обороты, тяга и тд. тп. Микросхема L293 с её сумасшедшим нагревом просто не сможет отдать такую мощность в нагрузку как полевик. Верней сможет но ток надо будет дать 10Ампер)))

Микросхем не 4-ре, про IR4427 читаем внимательней в следующий раз.

Комментарии к статье

«Эксперимент показал что при данной программе и данной схеме включения можно разогнать двигатель до приличных оборотов, точное число не известно, думаю в пределах 30 000 оборотов в минуту.»

Обороты можно замерить обычным оптическим датчиком или тем же холлом, если хочется наворотов.

Подпрограмма изменения скорости использует какие то хитрые цифры, которые никак не прокомментированы.

Есть бесколлекторник от пятидюймового дисковода.

К нему, кстати, еще прилагается контроллер и там 3 датчика холла стоят.

Разобрать мне его не удалось, видимо за более чем 10 лет там произошла диффузия металлов и все болты приросли к корпусу, а ломать и сверлить не охота. На вид он почти на порядок больше обычных движков от оптических приводов.

Можно как то определить, до каких пределов его можно разогнать и какую нагрузку он потянет? Или только опытным путём?

Разобрать мне его не удалось

Я тоже лет 10 назад разбирал такой, мучился — мучился, все шлицы на болту сорвал, а оказалось он откручивается очень легко, но только в другую сторону. т.е по часовой стрелке.

есть еще вариант, просто

есть еще вариант, просто нагреть винт к примеру паяльником и он открутится как в масле.

Что именно ты раскручивал?

Что именно ты раскручивал? Сам двигатель?

Какие именно цифры

Какие именно цифры смущают?

По поводу дисковода 5,25 дюйма хочу сказать что разбирал такой. В моем стояла микросхема Mitsubishi большая такая выводов на 40. Нашел так же датчики Холла, они были под металлическим диском, который тебе не удалось открутить. Обмоток там 9 было, запустить не пробовал, зато запускал почти такой же но от дисковода 3,5 дюйма. Скорости большой не получилось, так как масса шпинделя который пришлось раскручивать оказалось слишком большой. Так сыграло то, что сам двигатель не имеет как такового корпуса, только сердечник, который крепится к плате через металлические шайбы и диск который раскручивается и приводит в в движение магнитный диск в дискете.

например 65530, 4, 3000, 500

Мотор от дисковода удалось запустить реверс-инжинирингом платы и поиском даташита на микросхему. Да, скорость небольшая, но тяга у него приличная. Двумя пальцами надо хвататься, что б затормозить, одним не получается или нужно приложить значительное усилие. Буду думать, куда такой применить.

А где логика работы и

А где логика работы и диаграммы для запуска двигателя?

Не все сразу, про сам

Не все сразу, про сам бесколлекторный двигатель будет отдельная статья.

А с такой схемой, двигатель

А с такой схемой, двигатель входит в синхронность? А то читал, что нужно использовать либо датчик холла, либо снимать эдс, с соседних обмоток.

Я так понял вопрос если

Я так понял вопрос если перефразировать должен звучать так: «Датчики Холла для чего, и почему их нет в данной схеме?»

Датчики Холла ставят для отслеживания момента, когда необходимо подать коммутирующий сигнал для получения максимума приложенной силы, по сути для того, чтобы при разгоне двигателя да и при штатной работе он не остановился из-за повышения нагрузки. Например устройство по данной схеме если разогнать хорошо потом взять сам корпус и покрутить в разные стороны относительно горизонта, то двигатель просто остановится. Так же датчики Холла помогут разогнать двигатель до большего числа оборотов чем без них. Как видно в конце видео происходит срыв генерации и остановка двигателя, если бы были датчики думаю что можно было бы еще на пару тысяч оборотов больше получить.

Что-то все на Си да на Си.

Что-то все на Си да на Си. я тут на Асм перевёл сию прошивку. Должен сказать ,

что выигрыш в половине кода, уже не 470 байт, а 240 ))))

Источник: http://avrlab.com/node/220

Ссылка на основную публикацию