Барельеф на стене своими руками

Как сделать барельеф на стене своими руками для начинающих

При оформлении интерьера акцент все чаще ставится на оригинальность и уникальность дизайнерского стиля. В таком случае отдают предпочтение барельефу. Эта техника создания объемных изображений достаточно кропотлива и трудоемка. Однако, однажды освоив технологию, как ​сделать​ ​барельеф​ ​на​ ​стене​ ​своими​ ​руками, можно воплотить в жизнь любые дизайнерские решения.

Виды​ барельефов

Данный стиль оформления интерьера выполняется с помощью различных техник:

  • Барельеф с низким рельефом. Изображение слегка выступает над плоскостью стены, имеет привлекательный вид при любых видах освещения, исключая совсем тусклое.
  • Барельеф с высоким рельефом (горельеф). Фигуры выступают над поверхностью, но при этом не более чем на половину своего настоящего объема. Хорошо смотрится при рассеянном освещении.
  • Барельеф, выполненный с помощью смешанной техники. Представляет собой средний вариант между низким и высоким рельефом. Изображение имеет умеренную степень объемности фигур. Выигрышно смотрится при обычном домашнем освещении (равномерном и довольно ярком).
  • Обратный барельеф (контррельеф). Создается с помощью прорезания контуров внутрь. Представляет собой резьбу по каменной поверхности, а не лепнину. Контррельефу необходимо резкое косое и яркое освещение, поскольку рисунок создает тень.

Виды барельефов для дизайна интерьера разнообразны. Исходя из созданного изображения, они бывают:

  • орнаментальные, на которых присутствуют узоры;
  • сюжетно-изобразительные, представленные картиной.

Техники​ ​создания

  • Свободное гипсование отдельных (незакрепленных на поверхности стены) неудаляемых моделей. Способ отлично подходит для начинающих, поскольку это наиболее простая техника, которая позволяет многократно редактировать изображение, не переделывая всю работу по новой. С применением этого метода можно создать разные виды барельефов.
  • Гипсование непосредственно на стене неудаляемых моделей. Подходит для новичков, отличается от предыдущего способа тем, что работа происходит сразу на опорной плоскости.
  • Обратное литье из гипса по модели. Модель создается с помощью сформированной изложницы. Это более сложный способ, однако, он позволяет длительно работать с моделью, доводя ее до совершенства. С помощью данной техники возможно создать достаточно большое количество идентичных изделий.

При изготовлении целого или сборного барельефа, рисунок или его отдельные фрагменты можно создавать на листе гипсокартона.

Гипсокартон крепится на выровненную стену. Работа с ним может осуществляться, как непосредственно на опорной поверхности, так и отдельно от нее. Стыки частей шпаклюют базовым составом.

Для самостоятельного создания барельефа можно использовать гипс, гипсовую штукатурку, папье-маше, алебастр, глину и прочее. Для начинающих выбирать материалы предпочтительнее, ориентируясь еще и на технику нанесения.

Основной материал при создании лепнины. Он хорошо поддается обработке, при этом обладает прочностью и легкостью, поэтому подойдет даже новичкам. Гипс имеет благородный чистый белый цвет, на него хорошо ложатся краски и лаки.

Штукатурка

Она рекомендована для создания толстых слоев, при этом необходимо дожидаться высыхания каждого из них перед нанесением следующего. Во влажном состоянии штукатурка податлива, хорошо корректируется, при необходимости ее возможно ошкурить. Приобретать следует материал, рассчитанный на слой от 5 и более сантиметров.

Это состав из архитектурного гипса, штукатурки и клея ПВА в соотношении 1:1:0,5. Сухие гипс и штукатурку заливают водой, исходя из требуемой густоты, и добавляют ПВА.

Для новичков рекомендуется создание барельефа из шпаклевки, поскольку можно выполнить всю работу только этим материалом. Ее также возможно применять для тонких слоев. В этом случае используется финишная шпаклевка или готовая в ведрах.

Барельеф из папье-маше имеет большую крепость, чем из гипса. При этом материал отлично формирует объем, податлив, быстро сохнет.

Сложные фигуры для барельефа можно вырезать из пенопласта. Этот материал может стать основой изделия благодаря малому весу, особенно в сравнении с гипсом.

Инструменты

Для создания барельефа потребуется обширный список приспособлений и инструментов:

  • Разрезанный пополам резиновый мяч. Он станет удобной емкостью для рабочей смеси, его можно вывернуть наизнанку, тем самым быстро удалив раствор и присохшие остатки. Благодаря гладкой поврхности он экономит время на набор состава. Его встряхивание обеспечивает однородность смеси, что достаточно важно при создании барельефа.
  • Специализированные шпатели для лепки — мастихины. На начальном этапе можно обойтись набором из 6 штук. Однако для получения таких изображений, как ягоды, виноградные гроздья, чешуя понадобятся выпукло-вогнутые инструменты. При желании их можно самостоятельно изготовить из пластиковых или алюминиевых ложек разлного размера. Чтобы изгиб ручки не мешал работе, ее переворачивают на 180 градусов у черпака и отгибают обратно. Таким способом получают вогнутый шпатель. Выпуклый заменяют обычной ложкой, изменять ее не требуется. При использовании одноразовых приборов для получения вогнутого шпателя перед перекручиванием следует нагреть ручку с помощью зажигалки.

  • Кондитерский шприц с насадками, предпочтительнее с курковым приводом. Дополнительно может пригодиться медицинский 20-кубовый шприц без иглы.

  • Кисти — 2-3 плоских и круглых для живописи разных размеров и жесткая капроновая кисточка для рисования. Эти инструменты применяются для наведения фактуры, гипсования мелких участков изображения.

  • Клей.
  • Акриловые краски, карандаш.
  • Малярная лента.
  • Перчатки резиновые.
  • Прозрачная пленка (плотная).
  • Важно правильно ухаживать за приспособлениями для создания барельефа. Инструменты следует хранить в чистом виде, остатков состава на них быть не должно. После работы мастихины, кисти и шприц в разобранном виде помещают в воду. После отмокания инструменты тщательно отмывают. В процессе работы мастихины и кисти каждый раз нужно обмакивать в воду перед очередным набором состава.

    Этапы​ ​выполнения

    В первую очередь при создании барельефа необходимо определиться со стеной, на которой будет располагаться объемное изображение. Нужно выбрать надежную опорную поверхность. Не менее важно оценить освещение данного участка. Рисунок и порядок его создания также нужно продумать заранее.

    Новичкам лучше отказаться от выполнения сложных фигур и живописных картин, рекомендуется начинать с изображения ягод, фруктов, листьев. Создание барельефа происходит постепенно по следующим этапам.

    ​​​Подготовка

    Выбранную стену необходимо подготовить, очистив от старых покрытий. Поверхность требуется выровнять (не хуже 2 миллиметра на метр), прогрунтовать. При этом предпочтительнее применять грунтовку глубокого проникновения. После высыхания на выбор наносится материал: базовая смесь, декоративная штукатурка и прочее.

    В случае сборного барельефа, гипсокартон выравнивания не требует. Далее по базовому покрытию валиком наносится фоновая фактура и выполняется тонирование основы. Для декоративной штукатурки эти шаги не выполняются.

    ​Лепка​ ​и​ ​установка​ ​рельефа

    Данный этап — наиболее трудоемкий и, исходя из навыков мастера и выбранного изображения, может быть выполнен различными способами.

    Гипсование отдельных моделей

    Рассмотрим этот способ на примере гипсования искусственных цветов.

    Для этого готовится жидкий раствор архитектурного гипса. Каждый цветок—модель обмакивают в смесь и выкладывают на поверхность, покрытую пластиковой пленкой. Важно, чтобы их положение было таким, каким будет непосредственно на стене.

    Когда состав схватится, модель окунают в раствор повторно и так до тех пор, пока слой гипса на ней не составит 1-1,5 миллиметра. Устанавливают такой барельеф путем приклеивания к стене с помощью акрилового клея или ПВА.

    Гипсование отдельных моделей на стене

    Этот способ отличается от предыдущего тем, что модели формируются на стене или клеятся на нее, а только потом обрабатываются гипсом. Раствор в данном случае имеет консистенцию сметаны.

    При работе важно обратить внимание на материал модели. Мягкий пластик по прошествии времени (спустя 3-7 лет) разлагается, что проявляется возникновением пятен на барельефе. Рекомендуется использовать соленое поделочное тесто.

    Рецепт его изготовления прост: стакан муки и соли смешать с половиной стакана воды. Такие модели способны сохранять первоначальный вид до полувека. Их установка на стену осуществляется с помощью монтажного или акрилового клея. Гипсовую смесь наносят постепенно тонкими слоями до 15 раз.

    Обратное литье из гипса

    Данный способ подразумевает изготовление изложницы, с помощью которой формируется модель. Этот метод подходит для изображения виноградной грозди с идентичными ягодами.

    Для создания силиконовой изложницы из пластилина изготавливают виноградину и небольшую емкость, куда заливают силиконовый герметик, и сразу же наполовину вставляют ягоду.

    После высыхания силиконовая изложница готова. В нее наливают гипсовый раствор (консистенции сметаны) и после схватывания получают готовую модель винограда.

    Использовать такую форму можно многократно. Установить модель на стене можно с помощью клея (акрилового или монтажного).

    Плоская лепка

    Это кропотливый и трудоемкий способ. В первую очередь требует нанесения контура изображения на основную поверхность. Если работа происходит на отдельном материале, а потом крепится на стену, делают плиту для рельефа.

    Для этого из 4 реек и фанеры сбивают ящик с невысокими бортами, иногда можно обойтись даже коробкой из-под конфет. Форму застилают пленкой и, расправив складки, заливают раствор, приготовленный по инструкции производителя. После высыхания перенесят контур нужного рисунка.

    Для этого изображение накрывают прозрачной пленкой и обводят ручкой или маркером. Затем пленка прикладывается к плите или непосредственно к стене и карандашом выводится контур, на базовой поверхности остается его след.

    Для этой же цели применяют трафареты для барельефа​, которые можно приобрести в строительном магазине или изготовить самостоятельно. Трафареты — это шаблоны из прозрачного пластика с отверстиями в форме различных фигур.

    После нанесения контуров изображения выполняют постепенное наращивание объема. Смесь в данном случае имеет консистенцию теста и наносится послойно. Каждый следующий слой наносят на схватившийся, но еще влажный, предыдущий. Работа начинается с самых мелких деталей и постепенно переходит к крупным. Заглубить рисунок можно, используя стамеску.

    При установке барельефа, который выполнен на отдельной плите, применяют плиточный клей. При большом весе (более 2 килограмм изделия на 1 квадратный дециметр стены) используют саморезы или рифленые гвозди. После швы между плитами и крепления замазывают затиркой (шпаклевкой или алебастром).

    Также используется способ углубления в стену, при котором в ней предварительно создается ниша для барельефа. При создании изображения сразу на стене, рельеф ошкуривают, убирают пыль и покрывают грунтовкой.

    Лепка по месту

    Данный способ требует художественных навыков. Он применяется для создания лозы на стене. Для этого на опорной поверхности карандашом рисуют изображение. При этом центр композиции должен быть более выпуклым, постепенно уменьшаясь к краям.

    Барельеф, изображающий ветви или лозы, можно сделать из веревок или кусочков ткани. Для этого нужно порвать ткань на полосы по 4 сантиметра. Для самой выпуклой части изображения использовать проволоку, обматав ее веревкой или тряпками, смоченными в гипсовом растворе.

    Проволочный каркас составляет «скелет» выступающих фигур, обеспечивая их прочность. При меньшей выпуклости веток ткань сворачивается в виде веревок и после смачивания гипсовым составом помещается по контуру рисунка.

    Далее с помощью шпателя и гипса неровности рисунка сглаживаются на поверхности стены. Мелкие ветки формируются с использованием кондитерского и медицинского шприцев. Готовый барельеф требуется тщательно отшлифовать, при необходимости корректируя изображение. Далее поверхность нужно прогрунтовать и покрасить для придания декоративного и водоотталкивающего эффектов.

    ​​Тонирование

    Его можно провести еще на стадии формирования основы под барельеф или при создании его отдельных деталей. При этом накладываются тонкие слои, каждый из которых подкрашивается колером для гипса: чем глубже, тем темнее оттенок.

    После создания барельефа и полного высыхания можно его окрасить сверху, используя акриловые краски или специальные для гипсовой лепнины. При этом первые более насыщенные, а вторые можно растушевать в полутона с помощью влажной губки. Кисти при росписи барельефа применять не рекомендуется, чтобы избежать проявления полос.

    Финальная​ ​обработка

    Для сохранения первоначального вида высохший барельеф покрывают бутадиен-стирольным латексом. Это обеспечивает насыщенность цвета, поскольку без подобной обработки краски тускнеют и блекнут.

    Через 1-2 недели после нанесения латекса барельеф рекомендуется залакировать акриловым лаком.

    Источник: http://woman-l.ru/barelef-na-stene/

    Декорирование стен в технике барельеф. Особенности способа, пошаговая инструкция как сделать барельеф на стене своими руками

    Оформление стен, выполненное в однотонном варианте, очень быстро приедается, а оригинально исполненное, красивое – радует и изумляет.

    Наиболее эффектным способом декорирования по праву признаны барельефы. При правильном расположении на стеновых поверхностях они смотрятся весьма изысканно и креативно, при этом идеально гармонируя практически с любым дизайном.

    Для этого нужно выбрать подходящий узор и соответствующую антуражу цветовую гамму.

    Создать такие настенные украшения самостоятельно несложно, нужно лишь изготовить или купить специальные трафареты. В связи с этим барельеф может годиться существенным достоинством – формируемый дизайн получается абсолютно уникальным. Встретить где-нибудь похожий декор вряд ли возможно.

    Барельеф на стене – что это такое?

    Ещё много столетий назад люди активно оформляли стены собственных домов всевозможными украшениями. Могла это быть резьба по камню или дерева, оригинальные штукатурки и т. п. Однако в их ряду, барельеф всегда позиционировался как наиболее изысканный и статусный.

    Барельеф являет собой выступающий над поверхностью стены, объёмный декоративный элемент. Это могут быть фигуры людей или животных, растения, узоры, предметы быта, мифические существа и многое другое. Часто встречаются семейные гербы или единичные картинные произведения. Такое широчайшее разнообразие вариантов позволяет реализовать самые затейливые стилистические идеи, оформляя помещение в произвольной цветовой гамме.

    Чтобы воплощать в реальность такие проекты, используются специальные шаблонные формы из прозрачного полимера. Такие трафареты, после предварительного планирования будущего интерьера можно изготовить собственноручно, заказать в специальной мастерской или купить готовые матрицы. Последний вариант наиболее худший, поскольку модели неуникальны и выбор ограничен.

    Предназначение матрицы, в общих чертах, состоит в нанесении на подготовленную поверхность стен выступающих узоров в виде дополнительного штукатурного слоя.

    Внимание! Когда фигурный элемент выступает над общей поверхностью более 1/2 своего объёма, то это горельеф (рельеф высокий), а если меньше – барельеф!

    Методика самостоятельного изготовления матрицы для барельефа

    Никаких сверхсложных действий предпринимать не нужно. Следует подготовить такой набор материалов:

    — рисунок-эскиз (узоры, линии, геометрические фигуры и т. п.);

    — нетолстые листы прочного пластика. Каждый трафарет используется однократно, поэтому следует припасти достаточное количество ПВХ-листов;

    — графитовый карандаш, маркер перманентный.

    После приготовления, следует выполнить манипуляции в полном соответствии с пошаговой инструкцией:

    1. Выбор готового орнамента или самостоятельное его начертание. Можно подобрать интересные варианты на тематических сайтах или в специальных альбомах.

    2. Приготовление материала для трафарета. Здесь, нужно очистить лист пластика от упаковки или загрязнений, если таковые имелись. Дополнительно рекомендуется обезжирить его поверхности.

    Совет! Оптимальными заготовками для клеше будут листы ПВХ-пластика (толщина 0,14-0,17 мм) для обложек брошюр. Этот материал гибкий, очень прочный и прозрачный, а последнее свойство значительно облегчит перенос рисунка с трафарета-эскиза!

    3. Вырезание трафарета. Края на срезах должны быть ровными и чёткими, нельзя допускать образование заусенец или надрезов – они могут испортить будущий трафарет, что в виде неровностей отразится на финишном результате.

    4. Нанесение рисунка на пластик. Это можно осуществить несколькими простыми способами:

    — используя копировальную бумагу, когда запланированный орнамент напечатан на тонкой бумаге;

    — обводка контуров узора, подложенного под лист прозрачного пластика;

    — аккуратное очерчивание вырезанных из плотного картона форм.

    Подсказка! Чтобы не происходило смещений, необходимо лист с основным рисунком надёжно закрепить скотчем к поверхности пластикового листа!

    Как сделать барельеф на стене своими руками с использованием трафарета

    Чтобы выполнять качественное изготовление барельефов посредством матрицы без наличия базовых навыков в аналогичных работах, нужно предельно чётко усвоить основные нюансы и технологические особенности этого процесса.

    Напутствие! Чтобы качественно начать работу, желательно потренироваться на куске доски или фанеры. Как только элементы будут получаться без дефектов, можно смело приступать к чистовой отделке стеновых поверхностей!

    Источник: http://nastroike.com/interier-i-landshaftniy-dizain/453-dekorirovanie-sten-v-tekhnike-barelef-osobennosti-sposoba-poshagovaya-instruktsiya-kak-sdelat-barelef-na-stene-svoimi-rukami

    Как сделать своими руками барельеф из декоративной штукатурки?

    В современном дизайне есть очень модное направление — барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.

    Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера — убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.

    Можно ли сделать барельеф своими руками?

    Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.

    Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.

    Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.

    Как подготовить рабочее место?

    Гипсовые смеси имеют свойство застывать в течение 15-20 минут. Это дает возможность легко и надежно закреплять на стене детали рельефа, лепить нужные фрагменты прямо на штукатурке. Но эта же особенность гипса может мешать начинающему декоратору, которому приходится работать очень медленно. Единственный выход из этой ситуации — делать большое количество раствора для лепки крупных деталей, когда его можно набрасывать на стену как обычную штукатурку и замешивать немного гипса, если требуется кропотливая работа по созданию мелких деталей.

    Чтобы не отрываться в процессе работы на поиски нужного инструмента, следует все приготовить заранее. Для самодеятельного скульптора потребуются:

    • финишные гипсовые смеси или декоративная штукатурка;
    • валик;
    • кельма;
    • шпатели разного размера или мастихины;
    • емкость;
    • влажная тряпка;
    • стамески с разными жалами или набор резцов для дерева или гипса.

    Для разных техник исполнения выпуклого узора могут понадобиться полосы из марли или ветоши, сухие колосья и травы или другой декор. Для создания повторяющегося орнамента нужно заранее заготовить трафареты. Пригодятся и акриловые краски, губка и сухая тряпка. Если планируется создавать рельеф с деталями, очень далеко выдающимися над уровнем стены, стоит запастись и проволокой.

    Как сделать барельеф?

    Стена, на которой будет создаваться барельеф из штукатурки, должна быть подготовлена к отделке: ее нужно выровнять и прогрунтовать составом глубокого проникновения в 2 слоя. Если на поверхности требуется декоративная отделка фактурной штукатуркой, то не следует покрывать ее воском или лаком. Барельеф будет хорошо держаться только на необработанной стене.

    В качестве фона под панно может быть нанесен собственный рельеф. Сделать его нужно на ограниченном участке стены, там, где планируется выполнить объемную отделку. Ориентируясь на общие внешние контуры скульптурного изображения, сделать отметку, до которой должна распространиться фоновая фактура. Такой прием позволяет более органично вписать скульптурное изображение в поверхность стены. Самую простую фактуру можно сделать с помощью длинноворсового валика и гипсовой шпатлевки: нанести тонкий слой смеси на стену в пределах очерченных границ и прокатать свежую штукатурку валиком. После отвердения слоя (24 часа) можно перейти к нанесению рельефа.

    Перенести рисунок на подготовленную поверхность, отмечая расположение его деталей внутри контура. Там, где слой штукатурки будет особенно толстым, можно сделать отверстия и вбить дюбели. На саморезах барельеф на стене сможет держаться, как на арматуре. Некоторые детали можно вылепить или отлить отдельно, а затем приклеить их к стене.

    Дальше начинается исключительно творческая работа:

    1. Согласно эскизу, нанести внутри контура подготовленный раствор из воды со штукатуркой (готовить по инструкции изготовителя смеси). Вариантов на этом этапе множество: можно делать рельеф сразу, если рисунок достаточно простой или сначала приподнять контур над поверхностью, чтобы вылепить детали позже. Некоторые элементы рисунка можно вдавить в штукатурку, нанесенную специально для этого толстым слоем. Основное правило при формировании композиции — самый близкий или центральный фрагмент должен выступать над стеной сильнее всего. Второстепенные и удаленные детали имеют меньшую высоту.
    2. Прикрепить вылепленные отдельно детали на слой сырого гипса и замаскировать швы, замазав их гипсом. Если нужно сделать сильно выпирающий вперед фрагмент (рог, нос, стебель или лист), то в качестве арматуры нужно использовать проволоку, закрепив ее на стене в слое гипса и высушив форму в течение 1-2 часов. На эту основу наносить штукатурку, формируя нужную часть рисунка.
    3. Проработать мелкие детали, используя мастихины или резцы, нож и любые удобные для этого инструменты. Детали на схватившемся, но еще влажном гипсе легко можно процарапать, прорезать или нарастить с помощью собственных пальцев.
    4. Завершенный барельеф оставить на несколько часов до отвердения. Наждачной шкуркой отшлифовать поверхности, снимая лишнее и устраняя дефекты. Если часть рисунка не устраивает мастера, ее можно исправить, нанеся немного раствора и вылепив недостающее.

    Просушив готовую скульптуру в течение 3-5 дней, в зависимости от толщины слоя, окрасить ее цветными акриловыми красками или произвести оттеняющую объем обработку. Для этого нужно приготовить краску, колеруя ее в темные оттенки бежевого, серого, песочного цвета. Нанести акриловую эмульсию губкой, стараясь хорошо прокрасить впадины рельефа. Протереть сырую поверхность сухой тряпкой, снимая излишки краски с выпуклых мест. Нанести фрагментарно в нужных местах белую краску или позолоту, серебрение, глиттеры.

    Только после полной готовности барельефа можно перейти к нанесению восков и лаков на него и остальную часть стены.

    Другие техники создания панно

    Если барельеф на стене должен состоять из некоторого числа повторяющихся элементов, то очень легко сделать их по трафарету. В зависимости от нужной высоты рисунка следует подобрать прочный влагоустойчивый материал. Это может быть толстый пластик, плотный картон или готовый трафарет, купленный в магазине.

    Нанесение барельефа в этом случае начинается с подбора рисунка и перенесения его на подготовленный материал. Затем нужно прорезать контуры отдельных фрагментов и прикрепить картон к стене. Шпателем намазать гипсовый раствор на прорезанные части, захватывая области трафарета вокруг них. При этом формируется рисунок с плоской поверхностью, выступающий над фоном на 2-3 мм. После того как он немного окрепнет, картон нужно аккуратно снять, добавить мелкие детали, если это необходимо и перейти к следующему изображению, прикрепляя трафарет рядом или в любом нужном месте стены.

    Выпуклые контуры предметов, ветки, архитектурные ансамбли любой сложности можно выполнить из скрученных в жгуты кусков бинта или ткани. Смочив их в штукатурке из гипса, приклеить в отмеченном месте рисунка, затереть шов. Таким способом можно заполнять и контуры, если барельеф должен содержать изображения с неровной фактурой поверхностей. Добавляя вылепленные руками детали, можно создавать очень сложные композиции.

    Подобным образом можно поступить и с сухоцветами, ветками, колосьями, раковинами и пр. Осторожно покрыв их слоем гипса в подходящей емкости, приклеить фрагменты на сырую штукатурку. Завершив прикрепление готовых деталей панно, можно дополнить их лепными элементами. Окончательную отделку можно производить тонированием, затемняя краской впадины узора и выделяя выпуклости светлым оттенком.

    В детской уместно будет раскрашенное цветное панно с изображением любимых персонажей сказок. В кухне можно гармонично вписать в интерьер натюрморт или лепной бордюр с плодами и ягодами. Пейзажные картины подойдут для гостиных, спален и прихожих. Их можно выделить цветом или удачно подобранным освещением однотонного барельефа.

    Источник: http://shtukaturkadoma.ru/tehnologii/barelef-iz-shtukaturki.html

    Барельеф на стене — картины из гипса своими руками

    Барельеф – это условно объемный рисунок, украшающий внутренние, а иногда и внешние стены дома или квартиры. В отличие от фресок и скульптур, барельеф изготавливают непосредственно на стене, благодаря чему он гораздо органичней вписывается в интерьер или экстерьер дома. В этой статье мы расскажем, какие инструменты, знания и умения необходимы для создания барельефа, а также дадим подробную инструкцию по созданию такой декорации, что позволит вам самостоятельно украсить свой дом различными картинами.

    Какие умения необходимы для создания барельефа

    Для создания барельефа потребуются следующие умения:

    • рисовать;
    • создавать объемные изображения;
    • работать с алебастровыми и гипсовыми растворами;
    • создавать трафареты и работать с ними;
    • работать с проволокой и создавать из нее конструкции.

    Любой барельеф это частично объемная картина, которая должна создавать ощущение объемного рисунка. Если это листики и цветочки, то они должны быть не двухмерными, а создающими иллюзию объема. Если это более сложное изображение, то и оно должно создавать иллюзию полного объема. Поэтому без умения создавать объемные изображения и красиво рисовать лучше даже и не пытаться делать барельефы, потому что впоследствии придется устранять последствия вашего творчества. Не менее важно и умение работать с гипсовыми и алебастровыми растворами, ведь необходимо четко знать время жизни раствора, оптимальные параметры густоты для различных работ, возможность смешивания с красителями.

    Ведь для создания барельефа необходимы растворы, которые хоть и незначительно, но отличаются по густоте. Очень важно умение создавать трафареты, ведь без них очень сложно очертить контуры будущей картины, особенно если вы не обладаете большими художественными талантами и высокой квалификацией штукатура-маляра. Для создания объемных изображений толщиной свыше 10 мм, а при неправильном подборе густоты и вязкости раствора 5 мм, необходимо создание каркаса, который предотвратит растрескивание гипса или алебастра.

    Для работы вам потребуются:

    • малярные кисти различных форм и размеров, включая макловицу;
    • мастихины; скульптурные стеки разных размеров;
    • кельма;
    • мерные ложки;
    • емкость для замешивания шпатлевки;
    • дрель-перфоратор с набором сверл по дереву и бетону;
    • отвертки плоская и крестовая;
    • пассатижи;
    • чистые тряпки;
    • мощный источник света;
    • прочные козлы или леса;
    • спецодежда, респиратор и защитные очки.

    Подготовка стены

    Подготовка стены включает в себя два этапа:

    Во время выравнивания вы штукатурите песчано-цементным раствором стену, затем выравниваете гипсовыми или алебастровыми шпаклевками, чтобы придать ей необходимую ровность. Если вы хотите сделать барельеф на деревянной стене, то придется сначала закрепить армирующую сетку, затем заштукатурить. Обязательно используйте маяки (направляющие, помогающие сделать поверхность ровной). Для грунтовки используйте акриловые, алебастровые или гипсовые составы с большим содержанием песка – это позволит создать необходимую шершавость поверхности и улучшит адгезию растворов для создания барельефа. Используйте лишь те грунтовки, на которых написано, что они подходят для алебастровых и глиняных составов. Очень удобно наносить грунтовку кистью-макловицей благодаря большой ширине. Грунтуя поверхность стены, не оставляйте потеков, потому что после высыхания их будет сложно убирать, а оставленные потеки негативно повлияют на внешний вид барельефа.

    Создание барельефа

    Четких рекомендаций по созданию барельефов не существует, потому что каждый мастер использует наиболее удобную ему комбинацию действий. Одни создают барельеф непосредственно на стене, другие сначала отливают его элементы их гипса или алебастра, затем вписывают их в общий дизайн картины. Одни делают псевдообъемное изображение тонким слоем раствора, другие создают полностью объемные картины толщиной в 30 и более сантиметров. Все зависит от квалификации, художественного вкуса и таланта мастера. Тем не менее, одну рекомендацию мы дадим – чтобы набить руку и не испортить стену, создайте барельеф на куске фанеры, ДСП или ОСП, который после завершения работ можно повесить на стену. Если же что-то пойдет не так и вы загубите барельеф, то возьмете новый кусок фанеры и будете тренироваться на нем.

    Ниже мы опишем несколько техник, которые помогут вам создавать красивые барельефы:

    • работа с трафаретами;
    • использование скульптурных стеков, резаков и петель;
    • отливка форм;
    • крепление проволочного каркаса к стене;
    • работа с пленкой.

    Работа с трафаретами

    Для трафарета можно как нарисовать самому, так и скачать из интернета, распечатав на бумаге. После этого необходимо определиться с материалом трафарета и его толщиной, а также способом изготовления, поэтому мы рекомендуем воспользоваться уже готовыми трафаретами, которые можно приобрести в магазинах, торгующих товарами для декора. Трафарет необходим для создания контуров будущей картины, после чего вы сможете с помощью стеков придать этим контурам нужную объемность. Работа с трафаретом не вызывает трудностей – расположите его на стене и зафиксируйте любым способом, затем заполните густым гипсовым или алебастровым раствором. Помните, чем больше толщина трафарета, тем гуще должен быть раствор. Если вы используете слишком жидкий раствор, то после снятия трафарета контуры барельефа смажутся, поэтому желательно сначала потренироваться на доске, чтобы не пришлось заново подготавливать стену.

    Использование скульптурных стеков, резаков и петель

    Эти инструменты вы можете приобрести в соответствующих магазинах. Если у вас хорошо развиты пространственное воображение и художественные навыки, то вы можете эффективно использовать эти инструменты, даже не будучи профессиональным скульптором. Ведь с их помощью удаляют излишки раствора, придавая определенному участку барельефа нужную форму. С помощью этих инструментов можно создавать любые объемные изображения, все зависит от вашей фантазии, художественного вкуса и пространственного воображения. Эти инструменты не будут лишними и при создании объемных барельефов, ведь с их помощью вы сможете подравнять края, придавая каждому слою раствора необходимые формы.

    Отливка форм

    Использование заранее отлитых форм сильно упрощает создание объемных композиций. К примеру, в формах отливают листья, которые затем крепят к стене и создают ствол и ветви дерева. В результате получается, что ствол и ветви являются частью стены, а листья находятся отдельно, что улучшает визуальное восприятие барельефа и производимый им эффект. В магазинах продают силиконовые и полиуретановые формы любых размеров и рисунков. Для создания барельефа необходимо не только отлить формы из гипса или алебастра, но и сделать у них внутри армирующий каркас – это предотвратит растрескивание получившейся детали и облегчит крепление к стене, ведь держать деталь будет не только клей или шпаклевка, но и проволока.

    Некоторые формы необходимо смазывать касторовым маслом (об этом должно быть написано в инструкции к форме), другие формы не нуждаются в такой операции. Для заливки в формы необходимо использовать гораздо более жидкий раствор, чем для работы непосредственно на стене. В большинстве случаев раствор по густоте делают аналогичным жидкой сметане, что позволяет качественно заполнить форму и обеспечить хорошую прочность детали. Металлический каркас можно вставлять в форму как до, так и после заливки гипса или алебастра, оба метода обеспечивают одинаковую прочность, поэтому все зависит от личных предпочтений.

    Крепление проволочного каркаса к стене

    Проволочный каркас позволяет не только крепить тяжелые навесные элементы декорации, но и предотвращать растрескивание гипса и алебастра при слишком толстом (свыше 7–10 мм) слое, благодаря чему появляется возможность создавать фигуры большой толщины. Толщина проволоки зависит от места ее применения и назначения – для крепления внешних декоративных элементов используют стальную проволоку толщиной 2–3 мм. Она обладает высокой прочностью и жесткостью, благодаря чему эффективно удерживает внешнюю конструкцию до высыхания гипсового или алебастрового покрытия. Для армирования деталей большой толщины можно использовать стальную проволоку толщиной 0,7–2 мм, которая обладает меньшей жесткостью и массой, поэтому с ней легче работать. Для крепления проволоки к стене удобно использовать дюбель-гвозди, для чего под дюбель с помощью перфоратора сверлят отверстие, затем на пластиковую обойму наматывают 1 виток проволоки и дюбель-гвоздь забивают до упора. Если вы крепите проволоку к деревянной стене, то там технология иная – 1 виток проволоки наматывают на саморез с резьбой по дереву, после чего его вкручивают в стену до упора. При необходимости (если приходится использовать саморез большой длины/толщины или стены выполнены из твердой древесины) в стене просверливают отверстие диаметром в 2 раза меньше диаметра самореза, что облегчает его вкручивание, но не ослабляет фиксацию в стене.

    Работа с пленкой

    Пленку используют для создания псевдообъемных композиций на слое асбестовой или алебастровой штукатурки небольшой толщины. Сначала на пленку маркером наносят рисунок в масштабе 1:1, затем на выбранный участок стены наносят слой штукатурки толщиной 3–6 мм и накладывают сверху пленку, ориентируя рисунок в пространстве. После этого обводят контуры рисунка ручкой и снимают пленку, а рисунок остается на слое штукатурки. Теперь можно с помощью стеков убирать лишнее, создавая выбранный рисунок и придавая ему объем.

    Меры безопасности и рекомендации по организации рабочего процесса

    Гипс и алебастр при попадании на кожу излишне сушат ее, поэтому желательно работать в резиновых перчатках. Кроме того, обязательно используйте защитные очки, это защит вас от попадания штукатурки или шпатлевки в глаза. Дозируя раствор, насыпая его в емкость для перемешивания и перемешивая, одевайте респиратор – работать в нем не очень удобно, но, если вы просыпете раствор или иным способом поднимете пыль, он защитит ваши бронхи и легкие от поражений.

    Чтобы создать красивый барельеф, необходимо правильно организовать рабочий процесс. Мощный источник света поможет обнаружить малейшие недочеты, благодаря чему вы легко исправите их до застывания смеси.

    Если же дефект будет обнаружен после застывания смеси, то устранить его будет гораздо сложней, ведь застывший гипс или алебастр придется обрабатывать не стеками, петлями или крючками, а наждачной бумагой. Вы должны научиться «на глаз» определять количество раствора, которое сможете переработать до застывания, в противном случае вы будете постоянно выкидывать застывшие излишки. Время жизни раствора зависит от его состава и указано на упаковке, там же указано оптимальное соотношение сухой смеси и воды, поэтому правильно определяйте количество раствора, необходимого для той или иной операции, а также регулируйте его густоту, изменяя количество воды. Четкое понимание необходимого количества и густоты раствора приходит лишь с опытом, поэтому сначала тренируйтесь на кусочках фанеры или ДСП и не переживайте, если что-то не получается, со временем вы научитесь.

    Источник: http://aquagroup.ru/articles/barelef-na-stene-kartiny-iz-gipsa-svoimi-rukami.html

    Ссылка на основную публикацию